Глоссарий по информатике

Глоссарий по информатике



Огляд глосарія за алфавітом

Спеціальні | А | Б | В | Г | Ґ | Д | Е | Є | Ж | З | И | І | Ї | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ю | Я | Всі

Сторінка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  18  (Далі)
Всі

А

АВОСТ

( abend,abrupt end ) - остановка выполнения программы с выдачей сообщения об ошибке.

АДАПТАЦИЯ

( software adaptation ) - приспособление программ к условиям функционирования, не предусмотренных при разработке.

АДАПТЕР

( adapter ) – устройство сопряжения между собой устройств с различным способом представления данных.

АЛГОРИТМ

( algorithm) – это понятное и точное указание данному исполнителю совершить действия в определённой последовательности, направленной на решение поставленной задачи или на достижение указанной цели.

АЛИАС

( alias ) - альтернативное имя, псевдоним.

АЛФАВИТ

(alphabet ) – упорядоченный определённым образом набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.

АНАЛОГ

( analog ) - объект сходный с другим объектом в каком-либо отношении.

АННИГИЛЯЦИЯ

( annigilation ) - преобразование слова в пустое слово.

АННУЛИРОВАНИЕ

( cancel ) - отмена команды.

АНТИВИРУС

( antivirus ) - программа обнаруживающая и удаляющая вирусы.

АПЕРТУРА

( aperture ) - набор знаков, обозначающих маску для выделения необходимых данных.

АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА

( hardware) - комплекс аппаратуры, входящий в состав вычислительной системы.

АТОМ

( atom ) - величина данных не допускающая дальнейшего разложения на составляющие.

АТРИБУТ

( attribute ) - признак, содержащий одну из характеристик данной величины.

Б

БАЗА ДАННЫХ

( database ) - независимая от программ совокупность данных, организованных по определённым правилам.

БАЙТ

( byte ) - единица измерения количества информации, равная восьми битам.

БЕЛЫЙ ЯЩИК

( white box ) - устройство, внутреннее содержание и структура работы которого известны полностью.

БИБЛИОТЕКА

( library ) - совокупность программ, организованная определенным образом.

БИТ

( bit, binary digit ) - единица измерения количества информации, равная количеству информации в одном двоичном разряде.

БЛОКИРОВКА

( lockout ) - запрет на выполнение последующих действий и операций.

БОД

( bod ) - единица измерения скорости передачи информации, равная 1 бит/сек.

БУФЕР

( buffer ) – устройство, помещаемое между двумя другими устройствами для сглаживания изменений скорости или уровня передачи данных.

БУФЕР ОБМЕНА

( clipboard ) – специальная область оперативной памяти, резервируемая операционной системой для хранения данных.

В

ВЕЛИЧИНА

( value ) - единица данных, представленная своим именем или своим значением.

ВЗРЫВ

( blow up ) - см. АВОСТ

ВИДЕОМОНИТОР

( videomonitor ) - это дисплей, выполненный на базе электронно-лучевой трубки.

ВИНЧЕСТЕР

( winchester disk ) – дисковод, носителем информации которого является магнитный диск, выполненный на жесткой основе.

ВИРТУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

( virtual memory ) – логическое устройство, увеличивающее объём оперативной памяти, используя для этого часть дискового пространства HDD в виде „файла-подкачки“. ( имя файла-подкачки : „Win386.swp“ или „386parts.par“ )

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСК

( virtual disk , RAM-disk ) – логическое устройство, носителем информации которого является оперативная память.

ВИРУС

( virus ) - специальная программа, способная самопроизвольно присоединятся к другим программам ( т.е. „заражать" их ) и при запуске последних нарушать их работу.

ВНЕШНЕЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

( the external remembering device ( ВЗУ )) - это запоминающее устройство, обеспечивающее хранение больших объёмов информации и обмен информацией с оперативной памятью.

ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО

( periphery hardware ) - устройство, отделённое от основного блока ЭВМ, имеющее собственное управление и выполняющее команды и запросы центрального процессора без постоянного вмешательства самого процессора.

ВОКОДЕР

( vocoder ) - устройство преобразования человеческой речи в цифровой код

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

( auxiliary algorithm ) - алгоритм, снабжённый заголовком, позволяющим вызывать этот алгоритм из основного алгоритма.

ВЫГРУЗКА

( preemption ) - копирование данных, из оперативной памяти во внешнюю память.

Г

ГАЛП

( gulp ) - единица измерения количества информации, равная двум байтам.

ГЛИТЧ

( glitch ) - хронический дефект в программе или импульсная помеха в сети.

ГЛЮК

см. ГЛИТЧ

ГОРЯЧИЙ СТАРТ

( hot start ) – перезапуск компьютера с сохранением и использованием данных, сохранившихся от предыдущего старта.

ГРАФОПОСТОИТЕЛЬ

( plotter ) - устройство, предназначенное для вывода графической информации на бумагу.

Д

ДАМП

( dump ) - вывод содержимого области оперативной памяти на экран или принтер.

ДАННЫЕ

( data ) - факты, представленные в виде, пригодном для обработки на ЭВМ как автоматически, так и при участии человека.

ДВОИЧНЫЙ СИГНАЛ

( binary signal ) - тип сигнала, способный принимать одно из двух возможных значений.

ДЕКАТЕНАЦИЯ

( decatenation ) - операция расчленения последовательности знаков строки на отдельные части.

ДЕФРАГМЕНТАЦИЯ

( defrag ) – процесс, оптимизирующий работу с файлами на диске.

ДЖОЙСТИК

( joystick ) - манипулятор, выполненный в виде рукоятки.

ДИРЕКТОРИЙ

( directories ) – область диска, где хранится информация размещения файлов на данном диске, а также информация о самих файлах ( время и дата создания файла, атрибуты файла и др. )

ДИСКОВОД

( disk drive ) - устройство, производящие запись или считывание информации с диска, являющегося носителем информации внешней памяти.

ДИСПЛЕЙ

( display ) - устройство визуальной связи пользователя с системой обработки данных, имеющее экран и средства представления на нём данных в форме удобной для пользователя.

ДРАЙВЕР

( driver ) – программа, обеспечивающая взаимодействие программного обеспечения компьютера с конкретным физическим или логическим устройством.

ДЮЙМ

( inch ) – единица измерения расстояния  25,4 мм. Обозначается буквами „in“ или кавычкой. ( 2" = 2 in = 2 дюйма )

З

ЗАГЛУШКА

( module stub ) - фиктивная подпрограмма, имитирующая наличие настоящей подпрограммы в данной части программы.

ЗАГРУЗКА

( load ) - поиск программы с данным именем во внешней памяти и копирование её в оперативную память.

ЗАКРЫТИЕ

( close , rundown ) - процедура окончания определённого вида работы.

ЗАПИРАНИЕ

( locking ) - см. БЛОКИРОВКА

ЗАПЛАТКА

( patch ) - вставка в программу дополнительных команд или функций с целью внесения изменений или исправлений.

ЗАПОМИНАНИЕ

( storage ) - процесс занесения информации в память.

ЗАПУСК

( start ) - команда реализации действий, предписанных программой или пользователем компьютера.

ЗНАКОМЕСТО

( font reticle ) - прямоугольный участок поверхности вывода,( бумага или экран дисплея ) в котором размещается один символ.

И

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

( identification ) - процесс распознавания объекта или субъекта.

ИМЯ

( name ) - это набор символов, идентифицирующий программу, файл, переменную, константу, адрес, тип, устройство или другой объект.

ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ

( initialization ) - установка средств и систем ЭВМ в исходное состояние и присвоение начальных значений переменным программы.

ИНИЦИИРОВАНИЕ

( initiation ) - см. ЗАПУСК

ИНСТАЛЯЦИЯ

( installation ) – процесс установки программы.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ

( interactive ) - режим, предполагающий обмен запросами, командами, ответами между пользователем и программой в процессе её выполнения.

ИНТЕРВАЛ

( interval ) – единица измерения расстояния, равная 1/6 дюйма. Обозначается буквами „li“. ( 1 li = 1/6 " = 12 pt  4,23 мм )

ИНТЕРЛИНЬЯЖ

расстояние между базовыми линиями двух соседних строк.

ИНТЕРПРЕТАТОР

( interpreter ) - транслятор, последовательно ( по одной команде ) переводящий команды программы, написанной на языке высокого уровня, в команды машинного языка и выполняющий каждую команду сразу после перевода.

ИНТЕРФЕЙС

( interface ) - совокупность программно-аппаратных и субъектных средств, обеспечивающих непосредственное взаимодействие составных элементов системы.

ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

( the interface of the user ) – способ взаимодействия человека с программой и программы с человеком.

ИНФОРМАТИКА

( computer science ) – наука, изучающая законы и методы накопления, обработки, хранения, передачи и представления информации.

ИНФОРМАЦИЯ

( information ) - отображение предметного мира с помощью знаков, символов, жестов и звуков.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

( executor ) - некоторое устройство управления, соединённое с набором инструментов.

К

КАТАЛОГ

( catalogue ) - см. ДИРЕКТОРИЙ

КВИТИРОВАНИЕ

( acknowledgement ) - подтверждение получения данных.

КЕГЛЬ

( size ) – размер шрифта, выраженный в пунктах.

КЕРНИНГ

расстояние между двумя соседними символами.

КЕШ-память

( cash memory ) - промежуточная память между процессором и ОЗУ.

КЛАСТЕР

( cluster ) – минимальная адресуемая единица измерения объёма дискового пространства.

КОМАНДА

( command ) - мнемонический набор символов, задающий тип операции, подлежащей выполнению процессором, а также участвующие в операции данные.

КОМПАРАТОР

( comparator ) - устройство сравнивания двух копий одних и тех же данных с целью проверки их идентичности.

КОМПИЛЯТОР

( compiler ) - транслятор, преобразующий целиком программу, написанную на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке.

КОНКАТЕНАЦИЯ

( concatenation ) - объединение двух и более значений строковых переменных или текстов в одно значение или текст без нарушения порядка следования символов в каждом из них.

КОНСОЛЬ

( console ) - устройство обеспечивающее взаимодействие пользователя с операционной системой.

КОНСТАНТА

( constant ) - величина, которая не изменяет своё значение в процессе выполнения алгоритма или программы.

КОНТРОЛЛЕР

( controller ) - устройство сопряжения процессора и периферийного устройства ЭВМ.

КОПИЯ

( copy ) - понятие полностью повторяющее содержимое оригинала.

КУРСОР

( cursor ) - специальный символ или знак, высвечиваемый в том месте экрана где будет выводится очередной печатаемый символ или указывающий на какой-либо пункт меню.

Л

ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ

( linear algorithm ) - алгоритм, команды которого выполняются строго одна за другой ( линейно ) и каждая команда выполняется только один раз.

ЛИСТИНГ

( listing ) - совокупность всей последовательности команд программы.

М

МАГИСТРАЛЬ

( imlbus ) - см. ШИНА

МАССИВ

( file ) – данные, объединённые по какому-то признаку.

МЕНЮ

( menu ) - отображаемый на экране список команд, сообщений, вопросов и вариантов ответов, из которых пользователь выбирает необходимый, вводя его номер, букву или указывая на него курсором.

МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО

( method of Monte-Karlo ) - метод определения площади сложной фигуры с помощью генератора случайных чисел.

МЕТОД ПОШАГОВОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ

( method of step-by-step detailed elaboration ) – метод решения сложной задачи, при котором сложная задача разбивается на несколько более простых, получающиеся задачи сводятся к ещё более простым и т.д.

МИКРОПРОЦЕССОР

( microprocessor ) – процессор, выполненный на одном кристалле, т.е. на одной микросхеме.

МИКРОСХЕМА

( microcircuit ) - микроэлектронное изделие, имеющее большую плотность электрически соединённых на поверхности кристалла полупроводника элементов.

МОДЕМ

( modem ( МОдулятор-ДЕМодулятор )) – устройство, обеспечивающее связь компьютеров по телефонным линиям.

МОНИТОР

( monitor ) - программа, которая наблюдает, проверяет, контролирует и регулирует правильность выполнения операций процессором.

МУСОР

( garbage ) - устаревшие, недостоверные данные, не подлежащие дальнейшему использованию.

МЫШЬ

( mouse ) – манипулятор, функционирующий в результате перемещения его по плоскости.

Н

НАКОПИТЕЛЬ НА ГИБКОМ МАГНИТНОМ ДИСКЕ

( floppy (НГМД . FDD )) - дисковод, сменным носителем информации которого является магнитный диск, выполненный на гибкой, полимерной основе.

НАКОПИТЕЛЬ НА ЖЁСТКОМ МАГНИТНОМ ДИСКЕ

( hard disk drive ( НЖМД , HDD , „ВИНТ“ ) - см. ВИНЧЕСТЕР

НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ

( the carrier of the information ) – изделие, осуществляющее непосредственное хранение информации.

О

ОПЕРАНД

( operand ) - данные, над которыми выполняется математическая или логическая операция. .

ОПЕРАТИВНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

( random access memory ( ОЗУ , RAM )) - запоминающее устройство, обеспечивающее бесперебойную работу процессора. Предназначенно для хранения промежуточных данных работы процессора.

ОПЕРАТОР

( operator ) - законченное выражение на языке высокого уровня, предписывающее процессору выполнение некоторого действия

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА

( operational system ) - совокупность программ, дополняющая аппаратные средства компьютера и облегчающая пользователю управление работой ЭВМ с помощью соответствующих команд.

ОПТИМИЗАЦИЯ

( optimization ) – процесс настройки программы или устройства компьютера на максимальную эффективность работы.

П

ПАРОЛЬ

( password ) - набор символов, предъявляемый пользователем для получения доступа к программам и данным.

ПЕРЕМЕННАЯ

( variable ) – величина, которая изменяет своё значение в процессе выполнения алгоритма или программы.

ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО

( peripheral device ) - см. ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО.

ПЕРЦЕПТРОН

( perceptron ) - устройство автоматического распознавания образов.

ПИКА

( pica ) – единица измерения расстояния, равная 4,2 мм.

ПИКСЕЛ

( pixel ) – единица измерения разрешения экрана дисплея.

ПИТЧ

( pitch ) – количество символов, которое можно напечатать на одном дюйме строки. Обозначается буквой „p“. ( р10 – 10 символов на дюйме )

ПЛОТТЕР

( plotter ) - см. ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ

ПОДПРОГРАММА

( subroutine ) - вызываемая основной программой последовательность операторов, оформленная в виде отдельной программы.

ПОСТОЯННАЯ

( constant ) - см. КОНСТАНТА

ПОСТОЯННОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

( read only memory ( ПЗУ , ROM ) – запоминающее устройство с неизменяемой в процессе работы компьютера информацией. Предназначено для первоначального запуска компьютера.

ПРИЛОЖЕНИЕ

( application ) – программа, специально созданная для работы под управлением конкретной операционной системы.

ПРИМИТИВ

( primitive ) - см. ATOM

ПРИНТЕР

( printer ) - устройство вывода информации на бумагу

ПРОГРАММА

( program ) - алгоритм, записанный на языке программирования, понятном для ЭВМ.

ПРОГРАММАТОР

( programmer ) – устройство, выполняющее запись данных в ПЗУ.

ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ ИНТЕРФЕЙС

( the hardware-software interfase ) - способ взаимодействия программ и устройств компьютера между собой.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

( software ) - совокупность программ, обеспечивающих полноценную работу ЭВМ.

ПРОГРАММНЫЙ ИНТЕРФЕЙС

( the program interface ) – способ взаимодействия программ между собой.

ПРОМПТ

( prompt ) – специальный указатель, показывающий какой дисковод и каталог являются текущими.

ПРОТОТИП

( prototype ) - минимальная версия системы, используемая для разработки полной версии.

ПРОЦЕССОР

( processor ) – устройство компьютера, выполняющее операции обработки данных.

ПУНКТ

( point ) – единица измерения размера шрифта, равная 1/72 дюйма 0,35 мм. Обозначается буквами „pt“. ( 5 pt = 5 пунктов )

Р

РАЗВЕТВЛЯЩИЙСЯ АЛГОРИТМ

алгоритм, в котором есть некоторое условие. В зависимости от того, выполняется это условие или нет, будет совершаться одна либо другая последовательность команд.

РАНДЕВУ

( randezvous ) - взаимодействие между параллельно выполняющимися процессами.

РАСКРУТКА

( bootstrapping ) - способ составления программы, при котором сначала разрабатывается простой вариант программы, используемый для создания более сложной программы.

РАСПЕЧАТКА

(listing ) - операция вывода информации на принтер.

РЕГИСТР

(register ) – блок памяти малого объёма в вычислительном устройстве.

РЕСТАРТ

( restart ) - повторный запуск программы или системы.

С

СБОЙ

( failure ) - непредвиденный отказ оборудования, программы или системы.

СБРОС

( reset ) - приведение системы в исходное состояние.

СВЕТОВОЕ ПЕРО

( light pen ) – манипулятор, позволяющий снимать координаты любой точки экрана дисплея и вводить их в ЭВМ с одновременным отображением на экране вводимой информации.

СЕКТОР

( sector ) – максимальный размер минимального адресуемого пространства дорожки диска

СЕРВЕР

( server ) – ЭВМ, включённая в локальную сеть и управляющая пользованием периферийными устройствами другими компьютерами, включёнными в локальную сеть.

СИСТЕМА КОМАНД

( system of commands ) - совокупность всех команд, которые может выполнить данный исполнитель.

СИСТЕМНЫЙ ДИСК

( system disk ) – диск, содержащий файлы ядра и позволяющий процессору загружать это ядро в оперативную память.

СКАНЕР

( scanner ) - устройство ввода графической информации в компьютер.

СКЕПТРОН

( sceptron ) - устройство распознавания речевых сигналов методом спектрального анализа.

СКРОЛЛИНГ

( scrolling ) - вертикальное или горизонтальное перемещение изображения в окне экрана.

СОПРОЦЕССОР

( soprocessor ) - специализированный процессор, дополняющий функциональные возможности основного процессора.

СПРАЙТ

( sprite ) - часть изображения, которую можно перемещать по экрану, как единое целое.

СПУЛИНГ

( spooling ) - совмещённое выполнение основного задания с чтением входных данных и записью выходных данных на внешнее запоминающее устройство в форме удобной для последующей обработки.

СТАРТ

( start ) - см. ЗАПУСК

СТРИМЕР

( strimmer ) – запоминающее устройство, сменным носителем информации которого является магнитная лента.

СЧИТЫВАНИЕ

( read ) - процесс снятия копии данных.

Т

ТАБУЛИРОВАНИЕ

( tabulation ) – процесс размещения данных в табличной форме.

ТЕКУЩИЙ ДИСКОВОД

( the current disk drive ) – дисковод, команды работы с которым можно давать по умолчанию, т. е. без указания каких-нибудь данных.

ТЕКУЩИЙ КАТАЛОГ

( the current catalogue ) – каталог, , команды работы с которым можно давать по умолчанию, т. е. без указания каких-нибудь данных.

ТРАНСЛЯТОР

( translator ) – программа, осуществляющая перевод команд программы, написанной на исходном языке программирования, в команды машинного языка.

ТРАФИК

( traffic ) - обмен информацией по сети двумя компьютерами.

ТРЕЙЛЕР

( trailer ) - листинг с контрольной суммой в конце строки данных.

У

УДОБОЧИТАЕМОСТЬ

( legibility ) - показатель возможности быстрого и лёгкого анализа листинга программы.

УТИЛИЗАЦИЯ

( utilization ( „сбор мусора “)) - процедура удаления ненужных данных

УТИЛИТА

(utility ) – программа, входящая в состав операционной системы, и предназначенная для обслуживания и оптимизации работы как компьютера, так и самой операционной системы.

Ф

ФАЙЛ

(file ) – наименьшая единица измерения количества хранимой информации во внешней памяти, имеющая уникальное имя.

ФЛОПС

( flops ) - единица производительности ЭВМ, равная количеству произведённых элементарных операций в секунду.

Х

ХОЛОДНЫЙ СТАРТ

( cold start ) - запуск ЭВМ, начиная с включения питания.

Ц

ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ

( cyclic algorithm ) - алгоритм, в котором одна и та же последовательность команд будет совершаться несколько раз или ни разу, пока выполняется условие цикла.

Ч

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

( black box ) - устройство, информация о внутренней структуре и содержании которого полностью отсутствует, но зато известны входные и выходные данные.

ЧИП

( chip ) - см. МИКРОСХЕМА

ЧИСТКА

( scratch ) - см. УТИЛИЗАЦИЯ

Ш

ШИНА

( common bus ) - группа линий передачи информации, объединённой общим функциональным признаком.( шина данных, шина адресов, общая шина )

Э

ЭЛЕМЕНТ МАССИВА

( element of a file ) – пронумерованная переменная.

Я

ЯЗЫК ВЫСОКОГО УРОВНЯ

( language of a high level ) - язык программирования, содержащий элементы естественного языка.

ЯЧЕЙКА

( cell ) - минимальная адресуемая область оперативной памяти.

Сторінка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  ...  18  (Далі)
Всі