Сторінки сайту
Поточний курс
Бочаров Б.П., Воеводина М.Ю._3
Учасники
Загальне
Глоссарий по информатике
Глоссарий по информатике
Огляд глосарія за алфавітом
Спеціальні | А | Б | В | Г | Ґ | Д | Е | Є | Ж | З | И | І | Ї | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ю | Я | Всі
А |
---|
АВОСТ( abend,abrupt end ) - остановка выполнения программы с выдачей сообщения об ошибке. |
АДАПТАЦИЯ( software adaptation ) - приспособление программ к условиям функционирования, не предусмотренных при разработке. |
АДАПТЕР( adapter ) – устройство сопряжения между собой устройств с различным способом представления данных. |
АЛГОРИТМ( algorithm) – это понятное и точное указание данному исполнителю совершить действия в определённой последовательности, направленной на решение поставленной задачи или на достижение указанной цели. |
АЛИАС( alias ) - альтернативное имя, псевдоним. |
АЛФАВИТ(alphabet ) – упорядоченный определённым образом набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка. |
АНАЛОГ( analog ) - объект сходный с другим объектом в каком-либо отношении. |
АННИГИЛЯЦИЯ( annigilation ) - преобразование слова в пустое слово. |
АННУЛИРОВАНИЕ( cancel ) - отмена команды. |
АНТИВИРУС( antivirus ) - программа обнаруживающая и удаляющая вирусы. |
АПЕРТУРА( aperture ) - набор знаков, обозначающих маску для выделения необходимых данных. |
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА( hardware) - комплекс аппаратуры, входящий в состав вычислительной системы. |
АТОМ( atom ) - величина данных не допускающая дальнейшего разложения на составляющие. |
АТРИБУТ( attribute ) - признак, содержащий одну из характеристик данной величины. |
Б |
---|
БАЗА ДАННЫХ( database ) - независимая от программ совокупность данных, организованных по определённым правилам. |
БАЙТ( byte ) - единица измерения количества информации, равная восьми битам. |
БЕЛЫЙ ЯЩИК( white box ) - устройство, внутреннее содержание и структура работы которого известны полностью. |
БИБЛИОТЕКА( library ) - совокупность программ, организованная определенным образом. |
БИТ( bit, binary digit ) - единица измерения количества информации, равная количеству информации в одном двоичном разряде. |
БЛОКИРОВКА( lockout ) - запрет на выполнение последующих действий и операций. |
БОД( bod ) - единица измерения скорости передачи информации, равная 1 бит/сек. |
БУФЕР( buffer ) – устройство, помещаемое между двумя другими устройствами для сглаживания изменений скорости или уровня передачи данных. |
БУФЕР ОБМЕНА( clipboard ) – специальная область оперативной памяти, резервируемая операционной системой для хранения данных. |
В |
---|
ВЕЛИЧИНА( value ) - единица данных, представленная своим именем или своим значением. |
ВЗРЫВ( blow up ) - см. АВОСТ |
ВИДЕОМОНИТОР( videomonitor ) - это дисплей, выполненный на базе электронно-лучевой трубки. |
ВИНЧЕСТЕР( winchester disk ) – дисковод, носителем информации которого является магнитный диск, выполненный на жесткой основе. |
ВИРТУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ( virtual memory ) – логическое устройство, увеличивающее объём оперативной памяти, используя для этого часть дискового пространства HDD в виде „файла-подкачки“. ( имя файла-подкачки : „Win386.swp“ или „386parts.par“ ) |
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСК( virtual disk , RAM-disk ) – логическое устройство, носителем информации которого является оперативная память. |
ВИРУС( virus ) - специальная программа, способная самопроизвольно присоединятся к другим программам ( т.е. „заражать" их ) и при запуске последних нарушать их работу. |
ВНЕШНЕЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО( the external remembering device ( ВЗУ )) - это запоминающее устройство, обеспечивающее хранение больших объёмов информации и обмен информацией с оперативной памятью. |
ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО( periphery hardware ) - устройство, отделённое от основного блока ЭВМ, имеющее собственное управление и выполняющее команды и запросы центрального процессора без постоянного вмешательства самого процессора. |
ВОКОДЕР( vocoder ) - устройство преобразования человеческой речи в цифровой код |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ( auxiliary algorithm ) - алгоритм, снабжённый заголовком, позволяющим вызывать этот алгоритм из основного алгоритма. |
ВЫГРУЗКА( preemption ) - копирование данных, из оперативной памяти во внешнюю память. |
Г |
---|
ГАЛП( gulp ) - единица измерения количества информации, равная двум байтам. |
ГЛИТЧ( glitch ) - хронический дефект в программе или импульсная помеха в сети. |
ГЛЮКсм. ГЛИТЧ |
ГОРЯЧИЙ СТАРТ( hot start ) – перезапуск компьютера с сохранением и использованием данных, сохранившихся от предыдущего старта. |
ГРАФОПОСТОИТЕЛЬ( plotter ) - устройство, предназначенное для вывода графической информации на бумагу. |
Д |
---|
ДАМП( dump ) - вывод содержимого области оперативной памяти на экран или принтер. |
ДАННЫЕ( data ) - факты, представленные в виде, пригодном для обработки на ЭВМ как автоматически, так и при участии человека. |
ДВОИЧНЫЙ СИГНАЛ( binary signal ) - тип сигнала, способный принимать одно из двух возможных значений. |
ДЕКАТЕНАЦИЯ( decatenation ) - операция расчленения последовательности знаков строки на отдельные части. |
ДЕФРАГМЕНТАЦИЯ( defrag ) – процесс, оптимизирующий работу с файлами на диске. |
ДЖОЙСТИК( joystick ) - манипулятор, выполненный в виде рукоятки. |
ДИРЕКТОРИЙ( directories ) – область диска, где хранится информация размещения файлов на данном диске, а также информация о самих файлах ( время и дата создания файла, атрибуты файла и др. ) |
ДИСКОВОД( disk drive ) - устройство, производящие запись или считывание информации с диска, являющегося носителем информации внешней памяти. |
ДИСПЛЕЙ( display ) - устройство визуальной связи пользователя с системой обработки данных, имеющее экран и средства представления на нём данных в форме удобной для пользователя. |
ДРАЙВЕР( driver ) – программа, обеспечивающая взаимодействие программного обеспечения компьютера с конкретным физическим или логическим устройством. |
ДЮЙМ( inch ) – единица измерения расстояния 25,4 мм. Обозначается буквами „in“ или кавычкой. ( 2" = 2 in = 2 дюйма ) |
З |
---|
ЗАГЛУШКА( module stub ) - фиктивная подпрограмма, имитирующая наличие настоящей подпрограммы в данной части программы. |
ЗАГРУЗКА( load ) - поиск программы с данным именем во внешней памяти и копирование её в оперативную память. |
ЗАКРЫТИЕ( close , rundown ) - процедура окончания определённого вида работы. |
ЗАПИРАНИЕ( locking ) - см. БЛОКИРОВКА |
ЗАПЛАТКА( patch ) - вставка в программу дополнительных команд или функций с целью внесения изменений или исправлений. |
ЗАПОМИНАНИЕ( storage ) - процесс занесения информации в память. |
ЗАПУСК( start ) - команда реализации действий, предписанных программой или пользователем компьютера. |
ЗНАКОМЕСТО( font reticle ) - прямоугольный участок поверхности вывода,( бумага или экран дисплея ) в котором размещается один символ. |
И |
---|
ИДЕНТИФИКАЦИЯ( identification ) - процесс распознавания объекта или субъекта. |
ИМЯ( name ) - это набор символов, идентифицирующий программу, файл, переменную, константу, адрес, тип, устройство или другой объект. |
ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ( initialization ) - установка средств и систем ЭВМ в исходное состояние и присвоение начальных значений переменным программы. |
ИНИЦИИРОВАНИЕ( initiation ) - см. ЗАПУСК |
ИНСТАЛЯЦИЯ( installation ) – процесс установки программы. |
ИНТЕРАКТИВНЫЙ( interactive ) - режим, предполагающий обмен запросами, командами, ответами между пользователем и программой в процессе её выполнения. |
ИНТЕРВАЛ( interval ) – единица измерения расстояния, равная 1/6 дюйма. Обозначается буквами „li“. ( 1 li = 1/6 " = 12 pt 4,23 мм ) |
ИНТЕРЛИНЬЯЖрасстояние между базовыми линиями двух соседних строк. |
ИНТЕРПРЕТАТОР( interpreter ) - транслятор, последовательно ( по одной команде ) переводящий команды программы, написанной на языке высокого уровня, в команды машинного языка и выполняющий каждую команду сразу после перевода. |
ИНТЕРФЕЙС( interface ) - совокупность программно-аппаратных и субъектных средств, обеспечивающих непосредственное взаимодействие составных элементов системы. |
ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ( the interface of the user ) – способ взаимодействия человека с программой и программы с человеком. |
ИНФОРМАТИКА( computer science ) – наука, изучающая законы и методы накопления, обработки, хранения, передачи и представления информации. |
ИНФОРМАЦИЯ( information ) - отображение предметного мира с помощью знаков, символов, жестов и звуков. |
ИСПОЛНИТЕЛЬ( executor ) - некоторое устройство управления, соединённое с набором инструментов. |
К |
---|
КАТАЛОГ( catalogue ) - см. ДИРЕКТОРИЙ |
КВИТИРОВАНИЕ( acknowledgement ) - подтверждение получения данных. |
КЕГЛЬ( size ) – размер шрифта, выраженный в пунктах. |
КЕРНИНГрасстояние между двумя соседними символами. |
КЕШ-память( cash memory ) - промежуточная память между процессором и ОЗУ. |
КЛАСТЕР( cluster ) – минимальная адресуемая единица измерения объёма дискового пространства. |
КОМАНДА( command ) - мнемонический набор символов, задающий тип операции, подлежащей выполнению процессором, а также участвующие в операции данные. |
КОМПАРАТОР( comparator ) - устройство сравнивания двух копий одних и тех же данных с целью проверки их идентичности. |
КОМПИЛЯТОР( compiler ) - транслятор, преобразующий целиком программу, написанную на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке. |
КОНКАТЕНАЦИЯ( concatenation ) - объединение двух и более значений строковых переменных или текстов в одно значение или текст без нарушения порядка следования символов в каждом из них. |
КОНСОЛЬ( console ) - устройство обеспечивающее взаимодействие пользователя с операционной системой. |
КОНСТАНТА( constant ) - величина, которая не изменяет своё значение в процессе выполнения алгоритма или программы. |
КОНТРОЛЛЕР( controller ) - устройство сопряжения процессора и периферийного устройства ЭВМ. |
КОПИЯ( copy ) - понятие полностью повторяющее содержимое оригинала. |
КУРСОР( cursor ) - специальный символ или знак, высвечиваемый в том месте экрана где будет выводится очередной печатаемый символ или указывающий на какой-либо пункт меню. |
Л |
---|
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ( linear algorithm ) - алгоритм, команды которого выполняются строго одна за другой ( линейно ) и каждая команда выполняется только один раз. |
ЛИСТИНГ( listing ) - совокупность всей последовательности команд программы. |
М |
---|
МАГИСТРАЛЬ( imlbus ) - см. ШИНА |
МАССИВ( file ) – данные, объединённые по какому-то признаку. |
МЕНЮ( menu ) - отображаемый на экране список команд, сообщений, вопросов и вариантов ответов, из которых пользователь выбирает необходимый, вводя его номер, букву или указывая на него курсором. |
МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО( method of Monte-Karlo ) - метод определения площади сложной фигуры с помощью генератора случайных чисел. |
МЕТОД ПОШАГОВОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ( method of step-by-step detailed elaboration ) – метод решения сложной задачи, при котором сложная задача разбивается на несколько более простых, получающиеся задачи сводятся к ещё более простым и т.д. |
МИКРОПРОЦЕССОР( microprocessor ) – процессор, выполненный на одном кристалле, т.е. на одной микросхеме. |
МИКРОСХЕМА( microcircuit ) - микроэлектронное изделие, имеющее большую плотность электрически соединённых на поверхности кристалла полупроводника элементов. |
МОДЕМ( modem ( МОдулятор-ДЕМодулятор )) – устройство, обеспечивающее связь компьютеров по телефонным линиям. |
МОНИТОР( monitor ) - программа, которая наблюдает, проверяет, контролирует и регулирует правильность выполнения операций процессором. |
МУСОР( garbage ) - устаревшие, недостоверные данные, не подлежащие дальнейшему использованию. |
МЫШЬ( mouse ) – манипулятор, функционирующий в результате перемещения его по плоскости. |
Н |
---|
НАКОПИТЕЛЬ НА ГИБКОМ МАГНИТНОМ ДИСКЕ( floppy (НГМД . FDD )) - дисковод, сменным носителем информации которого является магнитный диск, выполненный на гибкой, полимерной основе. |
НАКОПИТЕЛЬ НА ЖЁСТКОМ МАГНИТНОМ ДИСКЕ( hard disk drive ( НЖМД , HDD , „ВИНТ“ ) - см. ВИНЧЕСТЕР |
НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ( the carrier of the information ) – изделие, осуществляющее непосредственное хранение информации. |
О |
---|
ОПЕРАНД( operand ) - данные, над которыми выполняется математическая или логическая операция. . |
ОПЕРАТИВНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО( random access memory ( ОЗУ , RAM )) - запоминающее устройство, обеспечивающее бесперебойную работу процессора. Предназначенно для хранения промежуточных данных работы процессора. |
ОПЕРАТОР( operator ) - законченное выражение на языке высокого уровня, предписывающее процессору выполнение некоторого действия |
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА( operational system ) - совокупность программ, дополняющая аппаратные средства компьютера и облегчающая пользователю управление работой ЭВМ с помощью соответствующих команд. |
ОПТИМИЗАЦИЯ( optimization ) – процесс настройки программы или устройства компьютера на максимальную эффективность работы. |
П |
---|
ПАРОЛЬ( password ) - набор символов, предъявляемый пользователем для получения доступа к программам и данным. |
ПЕРЕМЕННАЯ( variable ) – величина, которая изменяет своё значение в процессе выполнения алгоритма или программы. |
ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО( peripheral device ) - см. ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО. |
ПЕРЦЕПТРОН( perceptron ) - устройство автоматического распознавания образов. |
ПИКА( pica ) – единица измерения расстояния, равная 4,2 мм. |
ПИКСЕЛ( pixel ) – единица измерения разрешения экрана дисплея. |
ПИТЧ( pitch ) – количество символов, которое можно напечатать на одном дюйме строки. Обозначается буквой „p“. ( р10 – 10 символов на дюйме ) |
ПЛОТТЕР( plotter ) - см. ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ |
ПОДПРОГРАММА( subroutine ) - вызываемая основной программой последовательность операторов, оформленная в виде отдельной программы. |
ПОСТОЯННАЯ( constant ) - см. КОНСТАНТА |
ПОСТОЯННОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО( read only memory ( ПЗУ , ROM ) – запоминающее устройство с неизменяемой в процессе работы компьютера информацией. Предназначено для первоначального запуска компьютера. |
ПРИЛОЖЕНИЕ( application ) – программа, специально созданная для работы под управлением конкретной операционной системы. |
ПРИМИТИВ( primitive ) - см. ATOM |
ПРИНТЕР( printer ) - устройство вывода информации на бумагу |
ПРОГРАММА( program ) - алгоритм, записанный на языке программирования, понятном для ЭВМ. |
ПРОГРАММАТОР( programmer ) – устройство, выполняющее запись данных в ПЗУ. |
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ ИНТЕРФЕЙС( the hardware-software interfase ) - способ взаимодействия программ и устройств компьютера между собой. |
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ( software ) - совокупность программ, обеспечивающих полноценную работу ЭВМ. |
ПРОГРАММНЫЙ ИНТЕРФЕЙС( the program interface ) – способ взаимодействия программ между собой. |
ПРОМПТ( prompt ) – специальный указатель, показывающий какой дисковод и каталог являются текущими. |
ПРОТОТИП( prototype ) - минимальная версия системы, используемая для разработки полной версии. |
ПРОЦЕССОР( processor ) – устройство компьютера, выполняющее операции обработки данных. |
ПУНКТ( point ) – единица измерения размера шрифта, равная 1/72 дюйма 0,35 мм. Обозначается буквами „pt“. ( 5 pt = 5 пунктов ) |
Р |
---|
РАЗВЕТВЛЯЩИЙСЯ АЛГОРИТМалгоритм, в котором есть некоторое условие. В зависимости от того, выполняется это условие или нет, будет совершаться одна либо другая последовательность команд. |
РАНДЕВУ( randezvous ) - взаимодействие между параллельно выполняющимися процессами. |
РАСКРУТКА( bootstrapping ) - способ составления программы, при котором сначала разрабатывается простой вариант программы, используемый для создания более сложной программы. |
РАСПЕЧАТКА(listing ) - операция вывода информации на принтер. |
РЕГИСТР(register ) – блок памяти малого объёма в вычислительном устройстве. |
РЕСТАРТ( restart ) - повторный запуск программы или системы. |
С |
---|
СБОЙ( failure ) - непредвиденный отказ оборудования, программы или системы. |
СБРОС( reset ) - приведение системы в исходное состояние. |
СВЕТОВОЕ ПЕРО( light pen ) – манипулятор, позволяющий снимать координаты любой точки экрана дисплея и вводить их в ЭВМ с одновременным отображением на экране вводимой информации. |
СЕКТОР( sector ) – максимальный размер минимального адресуемого пространства дорожки диска |
СЕРВЕР( server ) – ЭВМ, включённая в локальную сеть и управляющая пользованием периферийными устройствами другими компьютерами, включёнными в локальную сеть. |
СИСТЕМА КОМАНД( system of commands ) - совокупность всех команд, которые может выполнить данный исполнитель. |
СИСТЕМНЫЙ ДИСК( system disk ) – диск, содержащий файлы ядра и позволяющий процессору загружать это ядро в оперативную память. |
СКАНЕР( scanner ) - устройство ввода графической информации в компьютер. |
СКЕПТРОН( sceptron ) - устройство распознавания речевых сигналов методом спектрального анализа. |
СКРОЛЛИНГ( scrolling ) - вертикальное или горизонтальное перемещение изображения в окне экрана. |
СОПРОЦЕССОР( soprocessor ) - специализированный процессор, дополняющий функциональные возможности основного процессора. |
СПРАЙТ( sprite ) - часть изображения, которую можно перемещать по экрану, как единое целое. |
СПУЛИНГ( spooling ) - совмещённое выполнение основного задания с чтением входных данных и записью выходных данных на внешнее запоминающее устройство в форме удобной для последующей обработки. |
СТАРТ( start ) - см. ЗАПУСК |
СТРИМЕР( strimmer ) – запоминающее устройство, сменным носителем информации которого является магнитная лента. |
СЧИТЫВАНИЕ( read ) - процесс снятия копии данных. |
Т |
---|
ТАБУЛИРОВАНИЕ( tabulation ) – процесс размещения данных в табличной форме. |
ТЕКУЩИЙ ДИСКОВОД( the current disk drive ) – дисковод, команды работы с которым можно давать по умолчанию, т. е. без указания каких-нибудь данных. |
ТЕКУЩИЙ КАТАЛОГ( the current catalogue ) – каталог, , команды работы с которым можно давать по умолчанию, т. е. без указания каких-нибудь данных. |
ТРАНСЛЯТОР( translator ) – программа, осуществляющая перевод команд программы, написанной на исходном языке программирования, в команды машинного языка. |
ТРАФИК( traffic ) - обмен информацией по сети двумя компьютерами. |
ТРЕЙЛЕР( trailer ) - листинг с контрольной суммой в конце строки данных. |
У |
---|
УДОБОЧИТАЕМОСТЬ( legibility ) - показатель возможности быстрого и лёгкого анализа листинга программы. |
УТИЛИЗАЦИЯ( utilization ( „сбор мусора “)) - процедура удаления ненужных данных |
УТИЛИТА(utility ) – программа, входящая в состав операционной системы, и предназначенная для обслуживания и оптимизации работы как компьютера, так и самой операционной системы. |
Ф |
---|
ФАЙЛ(file ) – наименьшая единица измерения количества хранимой информации во внешней памяти, имеющая уникальное имя. |
ФЛОПС( flops ) - единица производительности ЭВМ, равная количеству произведённых элементарных операций в секунду. |
Х |
---|
ХОЛОДНЫЙ СТАРТ( cold start ) - запуск ЭВМ, начиная с включения питания. |
Ц |
---|
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ( cyclic algorithm ) - алгоритм, в котором одна и та же последовательность команд будет совершаться несколько раз или ни разу, пока выполняется условие цикла. |
Ч |
---|
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК( black box ) - устройство, информация о внутренней структуре и содержании которого полностью отсутствует, но зато известны входные и выходные данные. |
ЧИП( chip ) - см. МИКРОСХЕМА |
ЧИСТКА( scratch ) - см. УТИЛИЗАЦИЯ |
Ш |
---|
ШИНА( common bus ) - группа линий передачи информации, объединённой общим функциональным признаком.( шина данных, шина адресов, общая шина ) |
Э |
---|
ЭЛЕМЕНТ МАССИВА( element of a file ) – пронумерованная переменная. |
Я |
---|
ЯЗЫК ВЫСОКОГО УРОВНЯ( language of a high level ) - язык программирования, содержащий элементы естественного языка. |
ЯЧЕЙКА( cell ) - минимальная адресуемая область оперативной памяти. |