Загальне
Голёнова И.А.
УО «Витебский государственный медицинский университет»
ПРИМЕНЕНИЕ СДО МOODLE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ОСНОВАМ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ
В современных условиях развития общества возрастают требования к уровню подготовки кадров. Перед высшей школой стоит задача подготовить конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, готовностью к постоянному обновлению знаний и навыков, а также способностью применять полученные знания для успешного решения профессиональных задач. Одним из приоритетных направлений для решения поставленных задач является использование технологий дистанционного обучения, позволяющих оптимизировать образовательный процесс, разработать и реализовать новые подходы к обучению.
Концептуальными особенностями применения дистанционного обучения являются:
– принцип адаптивности: приспособление к индивидуальным особенностям каждого студента;
– управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;
– неограниченное обучение: содержание, его интерпретация могут быть как угодно велики;
– принцип индивидуального темпа [1].
Наибольшее распространение в организации курсов дистанционного обучения в настоящее время получило использование образовательной платформы Moodle, обладающей различными опциями формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.
На кафедре медицинской и биологической физики Витебского государственного медицинского университета при помощи системы дистанционного обучения Moodle разработаны и внедрены в учебный процесс множество курсов по различным дисциплинам: основы медицинской статистики, медицинская и биологическая физика, физика и биофизика и др.
Рассмотрим на примере дисциплины «Основы медицинской статистики» реализацию данного электронного курса в системе Moodle, а также его возможности.
Цель электронного курса – обеспечить повышение эффективности учебного процесса студентов медицинского университета по дисциплине «Основы медицинской статистики», посредством сочетания традиционного и электронного обучения. Электронный курс «Основы медицинской статистики» позволяет более эффективно организовать процесс обучения, увеличить объем изучаемого материала по данной дисциплине, дает возможность каждому студенту самостоятельно разбирать теоретический материал и готовиться к практическим занятиям.
В практике обучения дисциплине «Основы медицинской статистики» используются следующие виды возможностей, предоставляемых СДО Moodle:
1) размещение учебных планов и программ дисциплины, учебно-методических пособий, а также ссылок на учебные материалы, имеющиеся в свободном доступе в Интернете;
2) создание интерактивных лекций с элементами тестового контроля усвоения знаний;
3) размещение тестовых заданий, как обучающих, так и контрольных.
Рассматриваемый электронный курс позволяет ставить и реализовывать в процессе обучения следующие задачи:
– индивидуализация учебного процесса через определение для каждого студента оптимального объема и содержания учебного материала, а также темпа его усвоения и отбора методов обучения в зависимости от личностных особенностей восприятия информации;
– реализация компетентностного подхода через решение практико-ориентированных задач;
– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
– формирование у студентов стремления к постоянному самообразованию.
Структура электронного курса «Основы медицинской статистики» включает в себя следующие блоки:
– нормативные документы;
– учебные материалы (теоретический и практический блоки);
– блок контроля знаний и умений;
– вспомогательные материалы;
– коммуникации.
Остановимся более подробно на отдельных структурных элементах курса «Основы медицинской статистики».
Нормативные документы дают общие сведения о курсе и включают: типовую и учебную программу дисциплины, тематические планы лекций и практических занятий, а также расписание занятий и графики консультаций.
Учебный блок представлен в виде двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел дисциплины представлен в виде лекционного материала и презентаций. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию их творческого мышления. Электронный конспект лекций обладает рядом преимуществ перед традиционной лекцией, в частности, освобождает студентов от необходимости записи излагаемого лектором материала путем обеспечения их полным текстом лекций, создает благодаря этому возможности осмысленного восприятия студентами узловых положений темы, а также предоставляет каждому студенту возможность работать над материалом в индивидуальном оптимальном темпе.
Использование презентаций на лекции способствует повышению интереса и общей мотивации благодаря новым формам работы; активизации и индивидуализации обучения.
Практический раздел включает задания для подготовки к практическим и лабораторным занятиям, задачи для самостоятельного решения, а также образцы решения задач по всем темам курса.
На практических и лабораторных занятиях происходит осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, а использование системы дистанционного обучения Moodle способствует повышению познавательной активности студентов. Кроме того, лабораторные работы выполняют две функции, первая из которых заключается в создании наглядных образов, являющихся материалом для дальнейшего рассмотрения, вторая в обеспечении практических проблемных ситуаций, когда студенты учатся самостоятельно применять полученные ранее знания на практике. Таким образом, в ходе выполнения лабораторных работ происходит осознанное усвоение материала, прочнее закрепляются умения и навыки.
Блок контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Основы медицинской статистики» организован при помощи обучающих тестов и тестов контроля знаний, что позволяет быстро и качественно оценить уровень подготовки студентов. Обучающие тесты предназначены для внеаудиторного контроля и используются при подготовке к контрольной работе или зачету. Тесты контроля знаний используются в аудиторной работе для текущего контроля знаний и применяются как аналог контрольной работы или в качестве итогового контроля (зачета).
Тесты представлены в двух формах:
1) тестовые задания (задания с коротким решением), при выполнении которых студент выбирает один или несколько ответов из заранее предложенных вариантов.
2) задания в тестовой форме (полноценные задачи, на решение которых отводится достаточное количество времени). В задачах данного типа студенту необходимо самостоятельно ввести ответ, а не выбирать из предложенных вариантов.
Все вопросы тестов хранятся в базе данных по категориям и могут быть использованы при создании различных по наполняемости тестов. Из выбранной категории вопрос в тест добавляется случайно, при этом как порядок вопросов, так и варианты ответы могут быть перемешаны случайным образом, что затрудняет возможность списывания и механического запоминания. Обучающие тесты студент может проходить неоднократно, и каждая его попытка оценивается отдельно. Тесты контроля знаний имеют определенное число попыток, установленных преподавателем. В качестве итоговой оценки можно выбрать высший, средний или низший балл, оценку последней или первой попытки. При оценивании теста можно начислять штрафные баллы за каждую попытку, а также начислять различные баллы за каждый вопрос теста. Пройдя тест, студенты имеют возможность просмотреть свои баллы как непосредственно после попытки, так и позже, когда тест будет закрыт.
На наш взгляд, тесты самоконтроля являются полезным и необходимым звеном, поскольку студенты имеют возможность повторить ранее изученный материал и обратить внимание на допущенные в процессе выполнения ошибки. Такие тесты являются неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. Они активизируют мыслительные операции, развивают память, внимание.
Справочные и вспомогательные материалы содержат основные математические формулы и схемы, статистические таблицы, список рекомендованной литературы, глоссарий, а также вопросы к зачету.
Глоссарий позволяет организовать работу с терминами. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.
Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки файлов студентами – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.
Кроме вышеперечисленного, система дистанционного обучения Мoodle предоставляет преподавателю инструменты для анализа различных параметров работы студентов: продолжительность работы, количество попыток прохождения теста, отчет о просмотре студентом различных разделов.
В заключение отметим, что настойчивое и последовательное применение средств и методов дистанционного обучения позволило:
– обеспечить беспрепятственный доступ студентов к источникам современной информации, включая редкие и дорогостоящие, недоступные в библиотеке УО «ВГМУ»;
– предоставить студентам средства для самоконтроля и оптимизации усвоения учебного материала при домашней подготовке к семинарским занятиям (путем доступа к интерактивным лекциям и обучающим тестам);
– обеспечить объективную оценку уровня подготовки студентов.
Список использованных источников
1. Андреев, А.В. Новые педагогические технологии: система дистанционного обучения Moodle / А.В. Андреев, СВ. Андреева, Т.А. Бокарева // Научно-методический журнал «Открытое и дистанционное образование». – 2006. – №3 (23). – С. 5-7