Загальне
Кадырова Э.А.
Рязанский государственный радиотехнический университет
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА В СРЕДЕ MOODLE
Оценка эффективности учебного процесса является важным направлением в СДО и возможна при проведении организации постоянного мониторинга.
Для преподавателей (разработчиков ДУК, тьюторов, организаторов учебного процесса) важно получить ответы на следующие вопросы:
• Удобно ли студентам работать с учебными материалами?
• Соответствуют ли задания уровню обучаемых?
• Понятно ли изложено содержание изучаемого материала?
• Насколько эффективно было потрачено время, отведенное на учебное занятие?
• Насколько эффективна выбранная методика обучения?
• Как улучшить дистанционный учебный курс?
Ответы на эти вопросы позволяют скорректировать учебный процесс, сделав его более комфортным для обучающихся.
Не менее важной является информация о среде обучения, взаимоотношениях обучающихся внутри учебной группы (групповой динамике). Педагогическая оценка может быть формативной, суммативной или комбинацией этих двух типов.
Формативная (от англ. formative – образующая) оценка производится постоянно, на всех этапах обучения. Тьютор периодически предлагает студентам заполнить анкеты по текущим вопросам организации учебного процесса. Этот вид оценки позволяет выявить недочеты и ошибки в организации учебного процесса, внести оперативные коррективы, а также помогает управлять учебным процессом и адаптировать содержание курса под конкретную группу обучающихся.
Суммативная (от англ. summative – суммирующая) оценка производится в конце прохождения ДУК. Она служит для комплексной оценки курса и дает необходимые сведения по его изменению или редактированию. Информация, полученная в ходе проведения суммативной оценки, может быть использована и при разработке других дистанционных курсов, поскольку анкета охватывает довольно широкий круг вопросов, касающихся учебного процесса в целом, например:
- Перечислите три основных проблемы (недостатка) дистанционного курса.
- Перечислите три основных достоинства дистанционного курса.
- Если бы вы были преподавателем, что бы вы делали по-другому?
- Что, по вашему мнению, нужно еще добавить в содержание данного курса?
Формативная и суммативная оценки могут проводиться с помощью количественного или качественного методов.
Количественный метод позволяет собрать данные, которые могут быть статистически обработаны, поэтому нельзя использовать шкалы, ответы типа «да/нет» или допускающие несколько вариантов для верного ответа. Данный метод применяется при опросах большого количества студентов (на малых группах студентов показатели будут относительными). Недостатком данного метода является то, что возможности студентов в выборе ответов будут крайне ограничены, а итоговые показатели будут иметь слишком обобщенный характер.
Качественный метод оценки предполагает более субъективный подход, позволяет шире и глубже охватить проблемы курса, менее зависит от размера группы, является более гибким и динамичным методом оценки курса. При качественном методе оценки анкеты могут содержать большое количество открытых вопросов, что позволяет оценить сильные и слабые стороны обучения, получить предложения и замечания по улучшению курса, понять отношение обучаемых к использованным в курсе методам и технологиям обучения и т. д.
При определении эффективности ДУК используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов курса; соотношение между количеством слушателей, начавших обучение и успешно его закончивших и др.
Для получения необходимых данных можно использовать специально разработанные анкеты. Помимо анкет при качественном методе оценки можно использовать:
• наблюдения непосредственных участников учебного процесса (например, тьютора) за групповой динамикой и индивидуальным поведением отдельных обучающихся и т. п.;
• наблюдения со стороны – наблюдения, проводимые сторонними наблюдателями или преподавателями, например при проведении видеоконференции;
• анализ содержания учебного материала курса, инструктивных материалов конференций и переписки по электронной почте;
• интервью (индивидуальные и групповые).
При ДО тьютор, как правило, не видит обучающихся и лишен возможности следить за происходящим в группе. Для обеспечения необходимой обратной связи при дистанционном взаимодействии важны ответы на следующие вопросы.
1. Насколько эффективно использовались информационные технологии (удобны ли для работы в рамках данного курса, как студенты относятся к данному виду Интернет-технологий, какие проблемы их волнуют и т.п.)?
2. Соответствовал ли выбранный метод (методы) обучения содержанию, целям и задачам курса, насколько эффективными были лекции, дискуссии, учебные проекты и т.п.?
3. Насколько дружественной была атмосфера самого дистанционного курса, как это влияло на процесс обучения?
4. Как часто тьютор общался с обучающимися и насколько эффективно было это общение?
5. Каково качество учебных материалов (насколько верно раскрыто содержание курса, удобно ли организован учебный материал, адекватен ли он потребностям студентов и пр.)?
6. Каково качество практических заданий, адекватны ли степень сложности заданий и временные затраты на их выполнение возможностям и потребностям обучающихся?
7. Каково качество тестов (частота их использования, уровень сложности и пр.), была ли своевременной обратная связь по результатам тестов?
8. Как была организована информационная поддержка обучаемых (наличие справочных материалов, доступность информационных ресурсов в сети и т. п.)?
9. Насколько успешным был учебный процесс для обучающихся в дистанционном курсе, легко ли им было учиться с использованием данной формы обучения?
10. Каково отношение студентов к данному курсу (уровень мотивации, активность в работе учебной группы и пр.), как это отражалось на качестве выполненных заданий?
При проведении педагогической оценки дистанционных курсов важной является постановка исследовательских проблем, которые позволят сравнить обучение, организованное в СДО, с другими формами обучения. Например, при анкетировании студентов можно включить в анкеты такие вопросы, которые помогут сравнить дистанционную и традиционные формы обучения, а именно:
- Какая из этих форм обучения более эффективна?
- Какие факторы влияют на выбор используемой технологии?
- Каковы характерные черты «дистанционных» преподавателей и студентов?
- Насколько важными являются различные формы взаимодействия преподавателей и студентов, а также обучающихся друг с другом при ДО?
- Какая форма обучения более удобна и привлекательна для обучающихся с точки зрения трудоемкости, временных и финансовых затрат?
Интерактивный элемент «Опрос» в Moodle
Использование элемента «Опрос» в рамках ДУК позволяет задать студентам вопрос с выбором одного из нескольких вариантов ответа. При этом цель опроса - узнать путем голосования мнение студентов по какому-то конкретному вопросу, например впечатление о работе с курсом (рис.1).
Рис. 1
При проведении опроса преподавателю (тьютору) доступны следующие возможности.
1. Установка даты и времени, в пределах которых студенты могут принять участие в опросе.
2. Достижение анонимности результатов:
- анонимный показ результатов (без показа имен респондентов);
- полный показ результатов (ответы и имена студентов).
3. Установка режима показа результатов опроса:
- результаты опроса доступны студенту сразу после его ответа;
- результаты доступны студентам только после закрытия опроса;
- результаты опроса студентам недоступны;
- результаты всегда доступны студентам.
Преподаватель (тьютор) может разрешить или запретить студентам изменять свои ответы. Кроме того, он может выбрать, показывать ли в результатах опроса количество студентов, не выбравших ни одного варианта ответа, т.е. не участвующих в опросе.
Анкетирование
Организация мониторинга процесса ДО и контроля знаний студентов предполагает постоянное наблюдение за изменениями, происходящими в ходе проведения ДУК. На основе получаемых данных можно определить направления дальнейшего совершенствования курса в целом и размещаемых в нем учебных материалов.
В ДО анкеты используются чаще всего для оценки:
• работы студентов;
• преподавателя (тьютора);
• дистанционного курса в целом.
При составлении анкет составителю необходимо определиться с целью проведения анкетирования, а также с содержанием вопросов, ответы на которые помогут выбрать форму анкеты и задать ее параметры.
1. Цели анкетирования:
- знакомство с контингентом обучаемых, контроль знаний,
- начальный (промежуточный, заключительный) мониторинг процесса обучения,
- исследование проблем (педагогическое, психологическое) и пр.
2. Объем анкеты определяется не столько количеством вопросов, сколько временем, которое должны студенты затратить на ответ.
3. Формы вопросов, которые будут использованы в анкете (открытые, закрытые и пр.)?
4. Будет ли анкета анонимной или опрашиваемые будут ее подписывать?
По форме предъявления различают следующие типы анкет:
1) анкеты, которые передаются в распечатанном виде (на бумаге) и возвращаются преподавателю в определенные сроки;
2) анкеты, которые передаются в виде текстового файла по электронной почте, заполняются в текстовом редакторе и возвращаются преподавателю также по электронной почте;
3) онлайновые, которые размещаются и заполняются обучающимися на сайте (в СДО или на внешнем сайте).
Для повышения интерактивности при составлении анкет рекомендуется включать в них хотя бы несколько открытых вопросов.
Эти вопросы можно размещать сразу же после закрытого вопроса, например с помощью формы «Комментарии.. » или «Другое...».
Некоторые формы открытых вопросов могут быть эффективными, если они задаются не вообще, а фокусируются на определенной теме, например:
1. Что именно было хорошо?
2. Что было особенно плохо?
3. Что вам запомнилось больше всего?
4. Как можно было бы изменить курс?
5. Какой совет вы дали бы своему другу, если бы он тоже захотел учиться на этом курсе?
6. Если бы вам дали возможность сократить объем курса на 25 %, то какие темы (модули) вы предложили бы удалить?
Существуют специальные приемы, которые провоцируют студентов давать свои ответы более-менее пространно, а не односложно. Этого можно добиться за счет добавления:
• нескольких пустых строк после вопроса,
• нескольких пустых пронумерованных строк после вопроса, в котором ставится задача привести определенное количество ответов, например:
Назовите три причины, по которым вы не могли вовремя сдавать преподавателю свои работы?
1. ______________________________________________
2. _____________________________________________
3. ______________________________________________;
• нескольких пустых пронумерованных строк (без ограничений количества) после вопроса, например:
По каким вопросам вам приходилось обращаться к преподавателю чаще всего?
1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
До проведения анкетирования необходимо объяснить студентам назначение этого мероприятия, особенности заполнения анкеты, показать форму заполнения и четко определить дату и время передачи заполненных анкет преподавателю.
Эффективность анкетирования будет намного больше, если студенты будут заинтересованы в заполнении анкеты. Этого можно добиться за счет открытого обсуждения со студентами целей анкетирования и коллективного обсуждения возможных результатов (ожиданий студентов). После проведения анкетирования и анализа полученных данных преподаватель может представить обобщенные результаты всем, кто участвовал в анкетировании, и провести обсуждение.
Анкетирование в СДО Moodle
Для сбора сведений о студентах или изучения их мнений о качестве учебно-методических материалов дистанционного курса в среде Moodle можно использовать интерактивный элемент «Опросник».
«Опросник» позволяет создавать анкеты с использованием множества типов вопросов для сбора и анализа данных от респондентов (рис.2).
Возможности Moodle позволяют преподавателю (тьютору) вводить в анкету следующие типы вопросов:
•Да/Нет.
• Текстовое поле.
• Поле Эссе.
• Переключатель (Radio Buttons).
• Флажки (Check Boxes).
• Выпадающий список (Dropdown Box).
• Оценка (Шкала).
• Дата.
• Цифровой.
Часть типов вопросов может содержать возможные ответы, заданные преподавателем, из которых респондент выбирает нужный. Другие типы вопросов предполагают введение ответа вручную.
Настройки данного элемента позволяют сделать доступными результаты анкетирования только преподавателю (тьютору) или всем участникам курса.
Вопросы анкеты могут быть размещены как на одной странице, так и на нескольких. При заполнении анкеты студенту может быть предоставлена возможность сохранения промежуточных результатов без отправки ответов целиком. Сохранив промежуточные результаты, респондент может прерваться и продолжить заполнение анкеты в следующий раз.
Создание анкеты на сайте Webanketa
Сайт Webanketa (http://webanketa.com) создан для того, чтобы пользователи сети Интернет могли оперативно создавать различные анкеты и опросные листы для проведения анкетирования (рис.3). Создание анкет на этом бесплатном сервисе не представляет особой сложности и не требует регистрации. Для этого достаточно использовать Конструктор опросов, соблюдая условия пользования сайтом.
При разработке больших анкет их можно разбить на страницы, вставив разделитель страниц между любыми вопросами.
Разработчику анкеты доступны следующие дополнительные возможности.
1. Любой блок анкеты можно копировать, перемещать в другое место, временно отключить, так чтобы заполняющие анкету его не видели.
2. Ряд блоков анкеты можно конвертировать в другой тип. Конвертация возможна для следующих типов вопросов:
- один ответ из множества;
- несколько ответов из множества;
- выпадающий список ответов.
3. Созданную ранее анкету можно использовать повторно, для чего достаточно ее скопировать и скорректировать данные, при этом ответы респондентов не копируются.
Изучение эффективности системы дистанционного обучения в вузе позволит внести корректировки в дистанционный учебный курс, обеспечить актуальность представленных учебных материалов, определить оптимальные формы и методы обучения, совершенствовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающийся получил качественное образование, соответствующее стандартам.
Список использованных источников:
1. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учеб. пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 58 с.
2. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: учеб. пособие. – СПб. , 2007. - 55 с.
3. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Изд. дом «Камерон», 2004. - 216 с.
4. Педагогам о дистанционном обучении / под общ. ред. Т.В.Лазыкиной. – СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. - 98 с.
5. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие. / отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. - 792 с.
6. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие. /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева. – М.: Академия, 2004. - 348 с.