Загальне
Штомпель Н.Е.
Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЕМ ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ
Развитие качественного высшего образования сегодня имеет особую важность. Общемировой тренд формируется в направлении становления "экономики знаний", в которой все граждане, для того чтобы обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда будут стремиться к получению качественного образования [1]. Инвестиции в новые знания становятся наиболее эффективной областью вложения капитала [2].
Высшим учебным заведениям необходима оперативная реакция на происходящие в мире изменения, такие так бурное развитие информационных технологий, рост использования в обучении и в быту персональных высокотехнологичных компьютерных и гибридных устройств, смартфонов и т.п.
Анализ основных трендов развития дистанционного образования [3], проведенный по четырем категориям: социально демографические, правила игры, маркетинг, технологии, свидетельствует о:
1."Смещении поколений" - вытеснении поколений BB (поколение послевоенного бума рождаемости, вступившее в контакт с технологией в зрелом возрасте, и имеющее некоторые трудности в ее использовании) и X (1965-79 - поколение цифровой адаптации) поколением Y (2000 -… воплощенные в цифре, или цифровые Аватары. Общение, построение личных и профессиональных отношений у этого поколения реализовывается в основном посредством социальных сетей, виртуальных миров и онлайн-игровых платформ) со всеми вытекающими последствиями для применения цифровых технологий, и технологий дистанционного обучения в частности.
2. Повышении мобильности знаний (в след за повышением мобильности знаний средства обучения и управления знаниями должны упрощать и сокращать период доступа к необходимым и обновленным знаниям).
3. Рабочее место все больше погружается в цифровое пространство (в рамках этого тренда необходимо отметить постоянное смещение коммуникаций и работы с информацией в цифровое пространство).
4. Повышение мобильности человеческих ресурсов (на сегодня, среднее время работы на одном месте (в одной организации) едва превышает 1,5 года. Это означает, что постоянно сокращаются временные рамки по адаптации и обучению работника).
5. Рынок дистанционного обучения растет (темпы роста рынка дистанционного обучения на постсоветском пространстве по данным исследования Ambient Insight составляют более 20%).
6. Развитие новых сегментов услуг (в настоящее время на рынке наблюдается формирование второй волны e-learning специалистов – это специалисты получившие опыт работы в учебных центрах использующих e-learning. Можно отметить возникновение третей волны – это специалисты, рассчитывающие строить собственную карьеру в сфере дистанционного обучения, и нуждающиеся в соответствующем образовании).
Таким образом, для проведения реформы высшего образования, улучшения качества обучения в высших учебных заведениях Украины и повышения уровня их конкурентоспособности предлагается активное использование системы MOODLE для реализации следующих мероприятий:
- внедрение дистанционной формы обучения в высших учебных заведениях наряду с очной и заочной, согласование этого вопроса с органами исполнительной власти Украины;
- разработка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс использования дистанционного обучения, участие представителей вузов в работе методических советов, ассоциаций и т.п. организаций, занимающихся дистанционным обучением;
- открытие новых ИКТ-специальностей педагогического направления, для удовлетворения спроса современного рынка труда, который нуждается в кадрах по подготовке E-learning курсов;
- организация подготовки концепций E-learning курсов для коммерческих предприятий и организаций, которые в этом нуждаются (банки, торговые представительства и др.);
- создание Институтов E-learning обучения в структуре высших учебных заведений;
- установление связей с зарубежными вузами, заключение с ними соглашений о выдаче «двойных» или «тройных» дистанционных дипломов, о взаимном доступе к курсам друг друга;
- разработка E-learning курсов на английском и других иностранных языках;
- разработка популярных E-learning курсов (по изучению иностранных языков, программного обеспечения AutoCad, Photoshop, ландшафтный дизайн и т.п.);
- использование E-learning при подготовке аспирантов и докторантов, развитие дистанционной науки;
- проведение международных конференций MoodleMoot c привлечением зарубежных и украинских специалистов с целью выявления лучших практик применения электронного обучения;
- создание при высших учебных заведениях аналитических подразделений с целью изучения инновационных методик и средств дистанционного обучения, осуществления функций бенчмаркинга, организации обмена опытом между вузами;
- пересмотр учебных планов с целью частичного "перевода" выборочных дисциплин в дистанционную форму обучения;
- внедрение системы контроля качества E-learning курсов, оценки их эффективности, активного использования инновационных педагогических методик;
- организация работы E-learning курсов для абитуриентов.
Список использованных источников
- Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012. 291 с.
- Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Экономика и экономическая теория. 2001. № 12;
- Духнич Ю. Тренды развития 2010-2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smart-edu.com/issledovaniya-v-sfere-distantsionnogo-obucheniya/distantsionnoe-obuchenie-v-sng.-trendy-razvitiya-2010-2013.html