Загальне
Шпинковская М.И., Шпинковский А.А.
Одесский национальный политехнический университет
Повышение эффективности самостоятельной работы студентов с применением LMS Moodle
В учебном процессе высших учебных заведений, несмотря на активное внедрение современных методов передачи и восприятия информации студентами, до сих пор используются бумажные (в виде тетрадей) конспекты лекций и практических (семинарских) занятий. Предлагается использовать фотографирование конспектов студентов для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, для оценки качества обучения и развития личности обучаемого в ходе изучения той или иной дисциплины [1].
Фотоконспект, собранный из фрагментов, исправленный, и откорректированный преподавателем, предлагается не только сохранить в электронном виде, но и использовать в дальнейшем в учебном процессе. Умение конспектировать для студентов является особенно важным рабочим инструментом в процессе обучения. Студенты из общего объема информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощается овладение учебным материалом. Если конспект составлен правильно, то он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. «Осмысленный» конспект помогает усваивать информацию практически любой сложности.
Ведение фотоконспекта выполняет следующие функции:
1. Дидактические.
2. Развивающие.
3. Воспитательные.
4. Организационные.
Преподаватель, использующий фотоконспект, организует учебный процесс: проводит инструктаж, управляет, активизирует, координирует и формирует компетенцию будущих специалистов, индивидуально наблюдает за студентами, вступает в контакт с обучающимися, организует коммуникативное взаимодействие, способствует открытости, прозрачности обучения, оказывает помощь. А также выполняет функцию подготовки компонентов информационной среды, связи практики с предметным содержанием конкретного лекционного материала.
Для обратной связи со студентом предлагается использование ресурсов системы дистанционного обучения Moodle [2]. Например, для отправки студенту проверенного задания с исправлениями преподавателя целесообразно использовать ресурс «Задание-Ответ в виде файла (нескольких файлов)». Преподаватель, выставляя оценку за сделанную работу, отсылает студенту фотоизображения с подробными замечаниями и исправлениями к задаче или примеру.
Следует отметить, что ошибки при решении задачи могут значительно отличаться качественно. Ниже приводятся фото фрагментов письменной работы студентов по нахождению предела одной и той же дробно-рациональной функции. Замечания и исправления преподавателя выделены красным цветом. Студентам было задано найти предел функции с помощью правила Лопиталя. Практически все студенты, которые решали по Лопиталю, получили правильный ответ (рис.1). Другие рисунки отражают полный спектр ответов студентов (от частично верных – рис.2, 3 до ошибочных - рис. 4. 5) и позволяют преподавателю выбрать оптимальные весовые коэффициенты при выставлении оценок всей группе.
Рис.1. Фото верных решений примера
Рис.2. Фото концептуально верных решений, но с арифметическими ошибками
Рис.3. Фото с ошибками при разложении на множители
Рис.4. Фото с принципиально неверным решением
Рис. 5. Фото грубых ошибок с элементами списывания
Оценивая ответы студентов даже в нескольких группах, можно судить о том, что весь поток достаточно хорошо усвоил правило Лопиталя, использование которого даёт правильный результат. В то же время, метод разложения на множители, изучаемый ещё в школе, показывает на слабую школьную математическую базу нынешних студентов.
Положительные стороны внедрения фотоконспектов в учебный процесс:
- он способствует развитию навыка написания краткого изложения материала, аналитического мышления, концентрации внимания на изучаемом предмете, умению фиксировать идеи своими словами;
- является одной из самых активных форм обучения;
- позволяет студентам вносить изменения, дополнения, подчеркивать ключевые фразы, добавлять комментарии, исправлять собственные ошибки, что способствует более глубокому пониманию предмета и реализации принципа наглядности;
- даёт возможность переосмыслить возникшие вопросы;
- возможность оперативно распечатать материал конспекта;
- неограниченный срок хранения информации в сравнении с бумажным вариантом.
К недостаткам можно отнести дополнительные временные затраты на сопровождение конспекта и необходимость наличия фотоаппаратов.
Кроме вузов, применение фотоконспектов также будет востребовано в школах и колледжах как в очной так и при дистанционной форме обучения.
Список использованных источников
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
2. Система дистанционного обучения Moodle: [Электронный ресурс]. URL: http://www.moodle.org